Слушаем музыку 7 класс

Жорж Бизе – великий французский композитор, пианист-виртуоз эпохи романтизма. Его произведения, не всегда по достоинству оцененные современниками, пережили создателя. Опера «Кармен», шедевр музыкального искусства, более 100 лет собирает публику в лучших театрах мира.Жорж Бизе родился 25 октября 1838 года в Париже. Мало кто знает, что настоящее имя композитора – Александр Сезар Леопольд, в честь великих императоров, а Жорж получено при крещении.
Сюжет оперы Ж. Бизе «Кармен» взят из одноименного романа П. Мериме. В центре круговорота событий - красивая, страстная и свободолюбивая цыганка, своим образом жизни и поступками меняющая жизни окружающих ее людей. Это последняя опера композитора, прошедшая тернистый путь к славе и сценам мировых театров. Она считается кульминацией творчества Жоржа Бизе и его жизненным фиаско.

Ж. Бизе опера «Кармен»

Краткое содержание «Кармен»

опера Кармен

Действие оперы разворачивается в Испании, в первой половине XIX века. Кармен – красивая, страстная, темпераментная цыганка, работающая на сигаретной фабрике. Она заметно выделяется среди других работниц – едва эта жгучая красавица появляется на улице, сразу же только на нее устремляются все восхищенные мужские взгляды. Кармен с особым наслаждением издевается над окружающими ее мужчинами и их чувствами. Но темпераментной девушке совсем не нравится то, что к ней безразличен Хозе, она всячески старается привлечь его внимание. Потерпев неудачу, цыганка вместе с другими девушками возвращается к работе. Однако среди них разгорается ссора, которая мгновенно переходит в драку. Виновницей конфликта оказывается Кармен. Ее отправляют в камеру, где она томится в ожидании ордера под присмотром Хозе. Но коварная соблазнительница влюбляет сержанта в себя, и он помогает ей сбежать из-под стражи. Этот опрометчивый поступок полностью переворачивает его жизнь: Хозе теряет все – любимую девушку, семью, уважение, звание и становится простым солдатом.

А все это время Кармен продолжает вести праздную жизнь – вместе с подругами она бродит по тавернам, где развлекает посетителей своими песнями и танцами. При этом девушка успевает сотрудничать с контрабандистами и флиртовать с тореадором Эскамильо. Вскоре в таверне появляется Хозе, однако совсем ненадолго – ему пора возвращаться в казарму на вечернюю проверку. Однако цыганка включает все свое обаяния, чтобы не отпустить от себя солдата. Хозе очарован ею, и приказ капитана для него теперь ничего не значит. Он становится дезертиром и отныне вынужден быть вместе с Кармен и контрабандистами. Но вскоре чувства жгучей красотки угасают – Хозе ей наскучил. Теперь она не на шутку увлеклась тореадором, который даже пообещал дать бой в ее честь. А влюбленный солдат вынужден временно ее оставить – от своей бывшей возлюбленной он узнает, что его мама умирает, и он спешно отправляется к ней.

На площади в Севилье идет подготовка к бою быков. Цыганка готовится присоединиться к празднику, но на ее пути возникает Хозе. Он умоляет девушку снова быть с ним, признается в любви, угрожает, но все тщетно – она к нему холодна. В порыве гнева он достает кинжал и вонзает его в свою возлюбленную.

  • Удивительно, но Жоржа Бизе никогда не был в Испании. Для создания необходимой музыкальной атмосферы он переделывал народные мелодии, придавая им желаемый испанский колорит.
  • В 1905 году учёные открыли новый астероид, который получил имя «Кармен».
    • Хабанéра — популярное название арии L'amour est un oiseau rebelle (Любовь — мятежная птица) из оперы «Кармен» Жоржа Бизе. Это выходная ария главной героини, исполняется меццо-сопрано или сопрано, в пятой сцене первого акта.


[разговорное вступление]Когда вас полюблю?
Пожалуй, я сама не знаю…
Возможно никогда, возможно завтра;
но не сегодня, это уж точно.
Любовь — строптивая птица,
которую никто не может приручить,
и совершенно бесполезно звать её,
коль ей угодно отказать!
Ничто не подействует, ни угроза, ни мольба;
Один красиво говорит, другой молчит -
предпочитаю я второго
хоть ничего он не сказал, но он мне люб.
Любовь — цыганское дитя,
не знала никогда она законов;
коль ты меня не любишь, так я люблю тебя;
а если я люблю тебя, поберегись! (Поберегись!)
Коль ты меня не любишь,
коль ты меня не любишь, так я люблю тебя! (Поберегись!)
А если я люблю тебя,
уж если я люблю тебя, поберегись!

Ария Хозе

 



Карме́н-сюи́та — одноактный балет хореографа Альберто Алонсо, поставленный на основе оперы Жоржа Бизе «Кармен» (1875), оркестрованной специально для этой постановки композитором Родионом Щедриным(1967, музыкальный материал был существенно перекомпонован, сжат и заново аранжирован для оркестра из струнных и ударных без духовых). Либретто балета по мотивам новеллы Проспера Мериме написал его постановщик, Альберто Алонсо.
Премьера спектакля состоялась 20 апреля 1967 года на сцене Большого театра в Москве (Кармен — Майя Плисецкая)




Популярные хиты из мюзиклов и рок - опер
Мюзикл «Призрак оперы»
 На создание самого кассового спектакля 20 века его автора, Эндрю Ллойд Уэббера, толкнула любовь - он должен был написать сногсшибательную партию для своей невесты, Сары Брайтман. Неудивительно, что этим спектаклем стал «Призрак оперы» - история всепоглощающей страсти уродливого изгоя к юной певице в романтических декорациях парижского театра 19 века. Гениальный мюзикл намного пережил союз композитора и его музы – они расстались всего через несколько лет после премьеры, а «Призрак оперы» не сходит с мировых подмостков уже более трех
десятилетий и является самым долгоиграемым шоу на Бродвее.

Мюзикл «Моя прекрасная леди»
 Мюзикл «Моя прекрасная леди» Фредерика Лоу и Алана Джей Лернера – это романтичная история о перевоплощении простой цветочницы в утонченную и изящную леди, покорившая сердца многих зрителей по всему миру. Уникальность мюзикла заключается в сочетании различного музыкального материала: от сентиментального вальса до испанской хоты.
 Мюзикл «Кабаре»
"Кабаре"! Когда мы говорим об этом мюзикле, то неизменно вспоминаем великий фильм Боба Фосса с несравненной Лайзой Минелли в главной роли. А между тем мало кто знает, что всё началось не с фильма, а с бродвейского музыкального спектакля. Его премьера прошла 20 ноября 1966 года. Так что нынче “Кабаре” справляет свое 50-летие!
   Мюзикл «Чикаго»
 Какими тремя словами можно описать мюзикл «Чикаго»? Самые подходящие будут шок, шик и блеск. Вы согласны? Блестящая постановка, прекрасная, яркая музыка и сюжет, который потрясает и завораживает одновременно.
Мюзикл основан на реальных событиях, это шокирует и в тоже время придает ему особую остроту и пикантность. Публика всегда любила такие необычные истории, взятые из жизни. Записала и позднее опубликовала по ним пьесу журналистка Морин Даллас Уоткинс. Это произведение и послужило основой спектакля.



Джордж Гершвин

Джордж Гершвин
Джордж Гершвин – известнейший американский композитор и пианист. Самые популярные его работы —  "Голубая Рабсодия" и опера " Порги и Бесс". Творческий взлет музыканта выпал на 20-30 годы прошлого столетия, то время в Америке называли «джазовой эпохой». Этот музыкальный стиль оказал огромное влияние на Гершвина, который пытался выразить при помощи музыки дух современности и жизненный уклад простых американцев. Композитор не раз заявлял, что джаз – это музыка народа, в которой он слышит национальный жизненный импульс и кипящую реку жизни США. Музыкально-общественный деятель В. Дамрош писал, что множество композиторов завораживал, но одновременно и пугал джаз, поэтому они не решались работать в этом стиле. Джордж Гершвин совершил настоящий музыкальный переворот. Критик сравнил мужчину с принцем, который взял за руку Золушку и на весь мир заявил, что теперь она настоящая принцесса. Биография маэстро насчитывает множество потрясающих взлетов и не менее грандиозных падений, вся его жизнь словно воплощает американскую мечту. Гершвин добился всего усердным трудом, нашел свое призвание и при жизни достиг непостижимых высот и мировой славы.
Краткую биографию Джорджа Гершвина и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.
Д. Гершвин «Рапсодия в стиле блюз» (Голубая рапсодия)

Д. Гершвин «Рапсодия в стиле блюз»
История мировой культуры знает много композиторов, которые своим творчеством внесли весомый вклад в развитие музыкального искусства. Одним из таких новаторов был Джордж Гершвин, впервые сочинивший произведение, в котором симфонический оркестр заставил играть блюз и тем самым сотворил своего рода чудо. «Рапсодия в стиле блюз» - так называется выдающееся сочинение, которое стало революционным лозунгом, подхваченным композиторами по всему миру.
Историю создания «Рапсодия в стиле блюз» Гершвина, содержание произведения и множество интересных фактов читайте на нашей странице.
История создания
История знаменитого произведения началась в двадцатые годы прошлого столетия. Поздним вечером 3 января 1924 года Гершвин со своим старшим братом Айрой и их общим другом композитором Бадди Дезильва захотели немного отдохнуть. Ища развлечения, они, гуляя по Манхэттену, заглянули в один из бильярдных клубов. Айра, слегка устав от игры, решил отвлечься и, взяв в руки ежедневную газету «Нью-Йорк Трибюн», в разделе развлечений прочитал интересное сообщение, которое на всех друзей воздействовало интригующе. В анонсе сообщалось, что 12 февраля, в день рождения 16-того президента США Авраама Линкольна, в Эолиан-холле Нью-Йорка состоится концерт оркестра Пола Уайтмена с программой, в которой будет исполнена новая американская музыка. Особое внимание молодых людей привлекла информация о том, что композитор Гершвин с увлечением работает над джазовым концертом. ыдающемуся американскому джазмену Дюку Эллингтону так нравилась «Рапсодия» Гершвина, что он несколько раз делал разные инструментовки этого произведения для своего джаз-бэнда. 

Дюк Эллингтон
Дюк Эллингтон
  • На сочинение «Рапсодии» Гершвину было выделено совсем мало времени, кое-что он даже не успел записать на нотной бумаге. Например, на премьерном исполнении партию фортепиано автор играл по памяти.
  • В то время, когда Гершвин сочинял «Рапсодию», ему было всего 25 лет, однако он успел зарекомендовать себя в музыкальных театрах на Бродвее, так как был автором музыки к дюжине спектаклей. Объявление о том, что именно он сочиняет новое произведение и вызвало живой интерес к экспериментальному концерту Уайтмена.
  • На сегодняшний день сохранились две записи «Рапсодии», на которых сам автор солирует на фортепиано. Одна датирована июнем 1924 года – Гершвин играет с оркестром Уайтмена, а другая апрелем 1927 года – с оркестром под управлением Натаниэля Шилкрета.
  • Музыку Гершвина «Рапсодия в стиле блюз» режиссёры часто используют в анимационных и кинофильмах. Ярким примером может служить полнометражный мультипликационный фильм «Фантазия 2000», а также фильмы Вуди Аллена «Манхэттен» и База Лурмана «Великий Гэтсби».
  • «Рапсодия» Гершвина прозвучала на церемонии открытия летних Олимпийских игр 1984 года в Лос-Анджелесе. Для одновременно исполнения произведения было приглашено 84 пианиста.


    Зарождение легенды. «Порги и Бесс» история создания
    Гершвин опера «Порги и Бесс»
    Одной ночью 1926 года, когда Джордж никак не мог уснуть, он решил прочесть роман Дюбоза Хейуорда «Порги». Произведение так поразило мужчину, что он моментально стал придумывать в голове музыкальные мелодии. Композитор позабыл о сне и не мог оторваться от книги до самого рассвета, а потом отправил писателю письмо, в котором признался, что мечтает написать оперу по его произведению. Дюбоз Хейуорд любезно согласился на предложение музыканта, однако музыку оперы " Порги и Бесс" Гершвин начал писать только в 1934 году, так как был сильно занят созданием других композиций и работой дирижёра.
    Из биографии Гершвина мы узнаём, что Джордж покинул Нью-Йорк и поселился в глухом посёлке штата Южная Каролина, чтобы всецело погрузиться в работу над грандиозным произведением. В целом музыкант потратил на создание оперы почти 2 года. Долгий труд оправдал себя и произведение «Порги и Бесс» стало по-настоящему значимой и известной работой маэстро. Джордж смог создать потрясающий шедевр, в котором безупречно сошлись джазовые фантазии, фольклорные мотивы и оркестровые партии. Американцы впервые услышали оперу в Бостонском «Колониел-театре» в 1935 году. Зрителям так понравилась премьера, что они аплодировали и выкрикивали восторженные слова 15 минут. «Порги и Бесс» вошла в историю Америки, как первое представление, на которое могли прийти люди разной расовой принадлежности. В начале 1963 года опера отправилась с гастролями по США, а в Европе появилась только после 1945 года.
     Музыка Гершвина звучит в фильмах
    Музыка Джорджа Гершвина в фильмах
    Произведение Фильм
    «They Can't Take That Away from Me» «На пятьдесят оттенков темнее» (2017)
    «I've Got A Crush On You» «Банкир Из Бруклина» (2016)
    «Summertime» «Рождённый для грусти» (2015)
    «Рапсодия в стиле блюз» «Девушка без комплексов» (2015)
    «They Can't Take That Away from Me» «Большие глаза» (2014)
    «Рапсодия в стиле блюз»  «Приключения мистера Пибоди & Шермана» (2014)
    «Великий Гетсби» (2013)
    «I'll Build a Stairway to Paradise» «Авиатор» (2004)
    «I've Got A Crush On You» «Улыбка Моны Лизы» (2003)
    «Let's Call the Whole Thing Off» «Сабрина – маленькая ведьма» (2003)
    «Embraceable You» «Двухсотлетний человек» (1999)
    «But Not for Me» «Секреты Лос-Анджелеса» (1997)
    «Рапсодия в стиле блюз» «Гремлины 2: Новенькая партия» (1990) 


    Джордж Гершвин стал настоящим классиком своего времени. Главное, что осталось после смерти гениального композитора – его потрясающие музыкальные произведения. Самые популярные музыканты считают за честь исполнить произведения маэстро. Джордж Гершвин при жизни смог построить ошеломительную карьеру, его обожала публика и уважали профессиональные критики. Композитор разрушил стену между классическими и популярными направлениями в музыке и оказал огромное влияние на развитие джаза.

Сцена из мюзикла "Американец в Париже"

                       

Жорж Бизе
 РОЖДЕННЫЙ ПОБЕЖДАТЬ 

композитор Жорж Бизе

В историю музыки Жорж Бизе вошел благодаря одному очень популярному произведению. Сведущие люди утверждают, что такие случаи бывают нечасто. Судьба подарила такой шанс Жоржу Бизе, написавшему всемирно известную оперу «Кармен», но эта же судьба многое взяла взамен.
Бизе родился в Париже 25 октября1838 года. Его назвали звучными именами трех полководцев: Александр – Цезарь – Леопольд, но в семье он был Жоржем. С этим именем Бизе вошел в историю, а данное при рождении имя всегда напоминало о себе…
Ребенок без детства
Жоржу нравилось заниматься музыкой и с отцом, учителем пения, и с матерью, профессиональной пианисткой. В то же время, он, как любой мальчишка, хотел бегать по улицам и играть с другими детьми. Родители думали по-другому. В четыре года мальчик уже знал ноты и умел играть на фортепьяно, а за две недели до десятилетия поступил в Парижскую консерваторию. Детство закончилось не начавшись. В тринадцать лет Жорж начал сочинять музыку.
Утром в консерваторию сына неизменно приводила мама, а после занятий забирала домой. Дальше все было по сценарию – его кормили, а потом закрывали в комнате, где Жорж играл на пианино до тех пор, пока не засыпал от усталости. Юный музыкант старался сопротивляться матери и в то же время понимал, что ее упрямство и его композитор Жорж Бизеталант дают результаты. Все же ему больше нравилась литература. «Ты вырос в музыкальной семье, – говорила мать, когда заставала его за чтением, – и будешь музыкантом, а не литератором. Выдающимся!»
Учиться Жоржу было легко, он схватывал все на лету. В девятнадцать Бизе закончил консерваторию и стал самым молодым лауреатом, получившим Большую Римскую премию, – за кантату «Кловис и Клотильда». Вечный город, в котором Жорж учился, стал для него источником вдохновения, творческих исканий и любви.
Ж. Бизе "Кармен"




Комментариев нет:

Отправить комментарий