Слушаем музыку 4 класс


Арам Хачатурян
 Веками ходят легенды о музыкальности народов Кавказа. Наверное, поэтому у мальчика из армянской семьи, жившей в предместье старого Тифлиса, не было другого пути, как стать одним из самых выдающихся композиторов и педагогов XX века. Арам Хачатурян – это имя хорошо знакомо любителям классической музыки по всему миру. Маэстро писал такие замечательные произведения, что многие из них после премьерного исполнения мгновенно становились популярными. 
Музыка Хачатуряна в кино

Арам Ильич много писал для кинематографа. Самые известные фильмы с его музыкой:
  • «Пэпо», 1935 год, режиссер А. Бек-Назарян, А. Гулакян (символично, что это первый звуковой армянский фильм);
  • «Человек №217», 1945 год, режиссер М. Ромм;
  • «Сталинградская битва», 1949 год, режиссер В;. Петров
  • «Адмирал Ушаков» и «Корабли штурмуют бастионы», 1953 год, режиссер М. Ромм;
  • «Отелло», 1956 год, режиссер С. Юткевич;
  • «Поединок», 1957 год, режиссер В. Петров;
  • «Накануне», 1959 год, режиссер В. Петров. 
  
 "Танец розовых девушек"  из балета Гаянэ
 
А. Хачатурян балет «Гаянэ»
 Гаянэ — имя главной героини балета, простой де­вушки, которая живет в горной деревушке. Композитор, рассказывая о прос­тых людях, рисует их музыкальные портреты, сцены из их жизни
 . 
Танец с саблями из  балета «Гаянэ»

 

И. Стравинский балет «Петрушка»

Петрушка
Балет «Петрушка»— один из самых ярких балетов И.Ф. Стравинского. Эта музыка настолько жива и выразительна, что можно не смотреть на сцену — воображение само рисует образы Петрушки, Арапа, Балерины, масляничных гуляний. Вообще музыка Стравинского похожа на яркие цветные пятна, переливающиеся друг в друга,это сочетание несочетаемого. Много мелодий, ритмов из музыки Стравинского (и в том числе балета Петрушка) легло в основу современного музыкального искусства.
Музыка «Петрушки» представляет собой новое слово в музыкальном искусстве. Она соткана из остроумно использованных популярнейших интонаций русского городского фольклора. Музыкальная форма «Петрушки» очень своеобразна. Четыре его картины соответствуют частям симфонии: первая — Allegro, вторая медленная, третья аналогична симфоническому скерцо, четвертая — финал. В широко выписанных жанровых сценах звучат мотивы народных песен «Вдоль по Питерской», «Ах вы, сени, мои сени», плясовой «А снег тает» и собственных мелодий композитора, выдержанных в народном духе.

Сюжет
«Во время масленичного разгула старый фокусник восточного типа показывает оживающих кукол: Петрушку, Балерину и Арапа, исполняющих бешеный танец среди изумленной толпы.
Магия Фокусника сообщила куклам все чувства и страсти настоящих людей. Богаче других наделен ими Петрушка: он и страдает больше, чем Балерина и Арап. Горько чувствует он жестокость Фокусника, свою неволю, свою отрезанность от прочего мира, свой уродливый и смешной вид. Утешения он ищет в любви Балерины, и ему кажется, что он находит ответ в ее сердце, однако на самом деле она только боится его странностей и избегает его.
Жизнь Арапа, глупого, злого, но нарядного, являет полную противоположность жизни Петрушки. Он нравится Балерине, которая всячески старается очаровать его. Это ей наконец удается, но врывается бешеный от ревности Петрушка и нарушает любовное объяснение. Арап свирепеет и выгоняет Петрушку вон.
Масленичное веселье достигает крайних пределов. Гуляющий с цыганками купчик бросает толпе кипы ассигнаций, придворные кучера танцуют с нарядными кормилицами; толпа ряженых увлекает всех в диком плясе. В момент наибольшего разгула слышны вопли из театра фокусника. Недоразумение между Арапом и Петрушкой приняло острый оборот. Ожившие куклы выбегают на улицу, Арап поражает Петрушку ударом сабли, и жалкий Петрушка умирает на снегу, окруженный толпой гуляк. Фокусник, приведенный будочником, спешит всех успокоить. Под его руками Петрушка снова возвращается в свой первоначальный кукольный вид, и толпа, удостоверившись в том, что раздробленная голова сделана из дерева, а тело набито опилками, расходится. Но не так просто кончается дело для самого лукавого Фокусника, оставшегося наедине с куклой; к ужасу его над театриком появляется привидение Петрушки, которое грозит своему мучителю и издевается над всеми, поверившими в наваждение» (И. Стравинский).

Интересные факты
  • Петрушка – персонаж русского кукольного театра, у которого есть «старшие братья» в других культурах: Пульчинелла в Италии, Полишинель во Франции, Карагез в Турции, Панча в Англии, Гансвурст в Германии.
  • Один из авторов «Петрушки» художник и либреттист А. Бенуа называл его «балетом-улицей». Среди его персонажей ряженые, гусары, кучер, шарманщик, поваренок, купец, цыганки, гуляющие.
  • В балете уличная танцовщица кружится под старинную песенку «Деревянная нога». Ее незатейливый мотив Стравинский услышал на одной из улочек Ниццы от шарманщика. Впоследствии у песенки объявился автор – некто Спенсер, и суд обязал композитора выплатить ему сумму гонорара.
  • На первой репетиции оркестра в Париже музыканты в голос стали смеяться, настолько забавной им показалась музыка «Петрушки». Дирижеру П. Монто понадобился весь его дар убеждения, чтобы объяснить коллегам, что музыку Стравинского не следует воспринимать как шуточную.



Фридерик Шопен

"Прелюдия. Исповедь души"

 Искусство – мир чувств и раздумий, откровений и открытий. Как вы понимаете выражение «исповедь души»? Что такое исповедь души? 

 Прекрасное и вечное чувство Родины, сознательное или безотчетное, - живет в душе каждого человека и в национальной памяти целого народа. Чувство глубокой любви к своей Родине, сопричастности к ее судьбе выражено в произведениях великого польского композитора 19 века Фридерика Шопена. Каждое произведение Шопена – откровение, исповедь души, страница его музыкального дневника. 

Фредерик Шопен ,Этюд № 12

он писал «…нет у меня сил назначить день отъезда, мне представляется, что я уезжаю, чтобы умереть, а как, должно быть, горько умирать на чужбине, а не там, где жил!»

Фредерик Шопен Вальс, N2 си-минор

 



Александр Бородин 

  Квартет, № 2 Ноктюрн

Комментариев нет:

Отправить комментарий